«Кабинетная речь» Ура, наконец – то «зашипел», «засвистел», «зарычал»…! Как многим родителям знакома такая радость, когда ребенок научился произносить долгожданный звук! Но тут же паника: «Он теперь везде звук вставляет, там где надо и не надо» «Теперь везде (л), на (р) заменяет. А куда (л) пропал?» Показать ещё «Шипеть научился, но в речи также ошибается!» «Стихи в садик учили, звуки не использует!» Это и в самом деле трудная работа – не только научиться произносить звук правильно (а это значит овладеть верным положением губ, языка, заучить артикуляционную позу), но и вставлять его в слова (а это значит верно находить место звука, переключать артикуляцию) и пользоваться нужным звуком в речи (возможно только при полной автоматизации звука, выработке нового условного рефлекса, согласованной работы дыхания, голоса, артикуляции, развитой речеслуховой памяти, зрелым уровнем самоконтроля и хорошо развитым фонематическим слухом). Какая трудная работа для дошкольника!! А если ребенок правильно произносит звуки только в кабинете логопеда? Или при выполнении домашнего задания (дома, под контролем родителей)?
Автоматизация звуков у всех детей проходит разнообразно! Есть состояния (дизартрия, задержка психического развития, отклонения в нервно-психической сфере, поведенческие проблемы, недостаточность фонематического слуха) когда не обойтись без контроля речи дома! Иначе может возникнуть «эффект кабинетной речи»!
Кабинетная речь – это когда ребенок правильно самостоятельно произносит звуки только в определенных условиях кабинета, под контролем логопеда.
Кабинетная речь возникает, когда: - не развит самоконтроль за собственной речью (причины описаны выше); - отсутствует контроль со стороны взрослого (педагог, родитель). Это когда ребенок неправильно произносит слова с уже поставленным звуком, а взрослый не обращает никакого внимание на это произношение или напоминает о них только во время домашних заданий (в других ситуациях нет контроля); - недостаточная сформированность фонематического и слухового восприятия, как важнейших психических процессов в формировании навыка правильного звукопроизношения.
Ответственная позиция родителя, создание благоприятной среды для занятий дома, вне логокабинета - является важным моментом в этапах овладения речью!
На этапе автоматизации звука (особенно в предложениях, самостоятельной речи) вы должны окружить ребенка «звуковым подкреплением». Это значит, что вся семья (папа/бабушка/братья/сестры) ознакомлена над какими звуками ведется работа! Не надо на ребенка давить и угрожать! «Скажи правильно! Ну-ка быстро. Повтори, а то не дам». Это вызывает негодование, протест и негативизм. Учитывая, что вам работать не над одним звуком, Вам нужно просто повторять за ребенком с выделением нужного звука! Обычно спустя недели две ребенок начинает сам отслеживать, где прозвучало неправильно и сам исправляется. Тогда от взрослых требуется закреплять новый стереотип одобрением и похвалой.
И. П. Павлов, изучавший условно-рефлекторные связи, формирующиеся в коре головного мозга человека писал «Любое автоматизированное движение мышц (рук, ног, языка и губ) – сначала выполняется с участием сознания (контроля со стороны, из вне, самоконтроля) и поэтому многократное повторение одного и того же движения позволяет выполнять это движение бессознательно, не затрачивая на это массу энергии. Это называется «динамический стереотип», «автоматизм». Другими словами, мы должны выработать условные рефлексы при произношении нужных звуков! Это очень долгая и кропотливая работа. С учетом ярко выраженных, стойких речевых нарушений и сложных симптомокомплексов - этап автоматизации самый трудный, энергозатратный как для ребенка, так и для логопеда, родителей. Родителям необходимо ответственно и с полной отдачей относиться к режиму домашних занятий и речевого окружения ребенка «вне кабинета».
Помощь со стороны родителей, на этом этапе просто незаменима. Необходим полный контроль всей речи ребёнка в обычных жизненных ситуациях. Неправильно произносимый звук нужно каждый раз поправлять. Именно этим и будет обеспечена полная автоматизация звуков!
Если Вы стали свидетелем аварии, пожара, необычного погодного явления, провала дороги или прорыва теплотрассы, сообщите об этом в ленте народных новостей. Загружайте фотографии через специальную форму.
Оставить сообщение: